суббота, 16 апреля 2011 г.

Лицензия на водозаборную скважину

Министерством природных ресурсов и экологии РФ за последние пол года издан ряд приказов и нормативных документов, касающихся эксплуатации месторождений пресных подземных вод. Это приказ № 463 от 27.10.10 «Об утверждении Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод» и приказ № 569 от 31.12.10 «Об утверждении Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод».

Указанные документы не подразумевают значительных нововведений в практику эксплуатации подземных водозаборов. Однако, на фоне обновления нормативной базы существенно изменяется процедура получения лицензий на право пользования недрами, проведения работ по оценке запасов подземных вод, вводится система согласования и экспертизы проектов геологоразведочных работ, что неизбежно повлечет увеличение стоимости данного вида исследований.

Подробнее об указанных нововведениях можно прочитать здесь:

Получение лицензии на право добычи подземных вод. Новые правила.

Особенности и недостатки оценки эксплуатационных запасов пресных подземных вод на территории Западной Сибири

Особенности и недостатки оценки эксплуатационных запасов пресных подземных вод на территории Западной Сибири

Данный текст представлен в виде доклада на Международной научно-практической конференции «Питьевые подземные воды. Изучение, использование и информационные технологии», Московская обл., п. Зеленый, 18-22 апреля 2011 г.

Проблема изучения гидрогеологических условий Западно-Сибирского артезианского бассейна неоднократно затрагивалась на научных конференциях и совещаниях по подземным водам. Ситуация в регионе является, с одной стороны, парадоксальной, а с другой стороны, к сожалению, типичной для нашей страны. На протяжении более чем двадцати лет при подсчете запасов подземных вод здесь использовалась неправильная схематизация гидрогеологических условий, важнейшие гидрогеологические параметры по большинству водозаборов определялись неверно, использовались нерациональные схемы сооружения эксплуатационных и наблюдательных скважин.

Практика выполнения ошибочных расчетов закрепилась на уровне контролирующих государственных структур. При выполнении гидрогеологических работ и проведении государственной экспертизы подсчета запасов подземных вод на первом месте стоят частные коммерческие интересы внештатных экспертов, препятствующие объективному научному рассмотрению материалов опытных работ.

Внедрение новой системы расчетов, учитывающей реальные природные условия Западно-Сибирского артезианского бассейна, происходит чрезвычайно медленно. Научные статьи, посвященные данной проблеме, не принимаются к рассмотрению Департаментом по недропользованию и территориальными отделениями ФГУ «ГКЗ» и, как правило, привлекают внимание лишь узкого круга квалифицированных специалистов-гидрогеологов.